четверг, 27 августа 2015 г.

Фонтанчик Уоллеса в Тбилиси


Сегодня я решил не утомлять никого древней историей, а вот приведу рассказ блогера Тамар Тавадзе об одном памятнике в Тбилиси.
Но от себя приведу небольшую предысторию, почему мне это стало интересно. В общем, дело было в году этак 2005-м, и ходили мы с одним приятелем по Тбилиси. Ну, конечно, я в этом районе лет 30 не был, ничерта не помнил, и показывает он мне этот "фонтанчик" с четырьмя грациями и рассказывает историю, что например, в году этак 1918-м когда Грузия обрела независимость, этот фонтанчик с надписью Liberté, égalité, fraternité (Свобода, Равенство, Братство) мэрия города Парижу подарила мэрии города Тбилиси.
Ну у меня, естественно пиитет к этому памятнику мгновенно и возник - ну, ничего себе! Это же самые драматичные годы для всего Кавказа, когда противостояние коммунистов и национальных правительств привело к межэтническим конфликтам, которые прорвались в эпоху моего юношества!
В общем, как ни пройду мимо этого памятника, так постоянно вспоминаются и все войны, и сегодняшние непростые отношения, и почти столетняя история и мои 40 лет сжимаются в один миг. И вот боль берет, но тут же она и рассеивается, стоит взглянуть на надпись  Liberté, égalité, fraternité. Не, все-таки, есть за что жить. 
А после этого была поездка в  Берлин по приглашению немецкого правительства по поводу свержения СЕПГ. И в Берлине я увидел несколько таких фонтанчиков, но только действующих. 
Так что теплое отношение к этому фонтанчику у меня только усилилось. Но, увы, уже несколько лет этот фонтанчик загорожен забором, и доступа к нему нет. 

И вот отщелкал я в начале мая этот фонтанчик, да и выложил его на своей страничке. И тут пошло поехало! Тбилисцы-то помнят свою историю лучше, чем я. Кто-то сказал, что этот памятник подарили городу не в 1918, а в 1993 году. Ну, я естественно в штыки - что за надобность дарить старый фонтанчик, очевидно не шедевральной работы! 

А вот зря я, товарищи, не поверил! 

На днях Ия Баратели нашла статью о судьбе этого памятника.
Реально история была такая - оказывается первыми эти фонтанчики ставил в 19 веке британский филантроп сэр Ричард Уоллес. Ну, насколько я понимаю, клан Уоллес - это тот самый клан, который породил и Уилльяма Уоллеса (Brave Heart). В общем, во время франко-прусской войны в Париже были напрочь расколошмачены коммуникации, и снабжение парижан водой стало проблемой номер раз. Если у сэра Уилльяма было отважное сердце, то сэр Ричард обладал и сердцем сострадальным, и умом изобретательным. Он решил устрановть вот такие фонтанчики на месте уцелевшего водопровода. Причем, городу он заплатил из своих средств за бесплатную воду из этих фонтанчиков. 

В 1993 году такой же фонтанчик мэрии Тбилиси подарил француз грузинского происхождения Карло Инасаридзе.  Во время войны он попал в плен к немцам, оказался в "Грузинском легионе" и остался после 1945 года жить на Западе.
Как оказалось, некоторое время он работал там же где и я - на радио "Свобода". Правда, по времени мы разминулись - Карло Инасаридзе возглавлял грузинскую службу Радио Свобода в 1964-1981 годах, и умер в 2007 году. А мне довелось работать в русской редакции этой же службы с 2009 по 2012 год. Так что интересные вещи я узнал о прежнем месте своей работы и об истории Тбилиси от Тамар Тавадзе. 

P.S. В статье Тамар я увидел, что на фотографии лежат те же красные инструменты, что сфотографировал и я. Интересно, долго они там пролежали? Кто-то еще фотографировал этот памятник летом 2015?


среда, 26 августа 2015 г.

Миссия святой Нино в Кахетии

После того, как царь Мириан отказался от своих претензий на персидский престол, а Сасаниды отдали ему Мовакан, у Иберии начались новые проблемы: Византия вошла в союз с Арменией и разгромила объединенное грузино-персидское войско. Мириан запросил мир с коалицией. В результате этого перемирия Мириан женил своего сына — Рева — на Саломе дочери армянского царя Трдата. Молодая чета удалилась в Кахос (Кахетию) и поселилась в Уджарме.

Таким образом, Кахетия становится самой безопасной частью Грузии, и в Уджарме воспитываются потомки престола.
Впрочем, Мириан запомнился не тем, что закрепил традицию воспитывать монаршие кадры в Кахетии. Его основная историческая роль — обращение Грузии в Христианство. 

Согласно Летописи Леонтия Мровели, изначально царь скептически отнеся к увлечениям своей жены Наны новомодной религией, которую при дворе в Мцхете проповедовала капподокийка Нино. Однако, якобы, при охоте в Мухровани (Дубровке) царя и егерей застало солнечное затмение, которое самоликвидировалось после молитвы святой Нино. Честно говоря, эта история вызывает скепсис, поскольку царь страны, где верховным божеством было солнце, вряд ли не обладал информацией о ближайших затмениях. Скорее имело место елание царя оправдять свой отход от персии и необходимость заключить союз с христианской Византией.
При крещении Грузии Кахетия опять оказалась причастной к событиям: согласно легенде по приказу архиепископа Иоана, в окрестностях Мцхеты было срублено исцеляющее дерево, из которого решено было сделать «крест честной». После установления этого креста в Мцхете от него отлетели две звезды — одна из них зашла на горе Тхоти возле селения Каспи (Горийский район, Шида Картли), а вторая — упала у селения Боди (ныне — Бодбе, возле Сигнги, опять де - Мовакан).. Нино указала поставить на местах падения два 2 животворящих креста. Причем, крест в Кахетии она повелела поставить не кому-нибудь, а царевне Саломе. «А другой (крест — прим блогера) дайте Саломе, рабе Христа, и пусть воздвигнет она его в городе Уджарма, дабы Боди, селение Кухети, не противостояло граду царей – Уджарме, ибо множество народу пребывает в нем, а селение Боди, место милое богу, пусть потом навестит она сама».
Здесь не совсем ясно, почему Нино упоминает Боди, как селение в Кухети — ведь на самом деле имелось в виду поселение Бодбе, куда она впоследствии направилась. А Боде находится в историческом районе Эрети (он же Мовакан он же с 7 века именовался арабами Гардабани).


Через некоторое время после этого Нино отправилась проповедовать среди горцев в Мтианети.
Мтианети долгое время входио в Кахетинское царство, так что не будет ошибкой указать в этом очерке краткую историю деятельности нино среди Горцев. Как пишет Леонтий Мровели, Нино отправилас в местность Цобани. Если честно я что-то не припомню такой указатель по дороги в Казбеги, однако, судя по всему, это область Жинвальского водохранилища
Придя сюда, Нино попыталась проповедовать христианство среди местных племен — чоргальцев (жители ущелий в районе села Чоргали), пховцев, цилканцев и гудамакарцев.
Говорят также, что пховцы — родственники дзурдзуков, от котрых произошли нахи.
Первыми на этом пути Нино должна была встретить цилканцев — обитателей селения Цилкани — местечка недалеко от Мцхеты. Это историческая территория края Кухети, который по легенде возглавил Кухос — сын Картлоса, брат Кахоса и Мцхетоса.
Далее следуют чоргальцы и пховцы. 



Вот тут интересная штука — различать чоргальцев и пховцев или нет? Чоргали — это поселение пшавов. Пшавы же назывались пховели, согласно Максиму Ковалевскому (да, да, мужу Софии Ковалевской) — это название пшавов. Однако, чеченцы до сих пор называют пховцами хевсуров. Согласно википедии, и хевсурский и пшавский диалект относятся к пховским дилектам, на которых говорят также и тушинцы (Ахметский район Кахетии) и несколько чеченских тейпов, а таке — мтиульцы, населяющие Душетский район, и мохевцы (Казбегский район).


Ингуши считают, что пховцы - это родственный им народ. Учитывая, что предки хотя бы нескольких ингушских тейпов действительно проходили через эти ущелья по дороге из Халдеи, а потом — из Колхиды — то действительно можно предположить некоторые родственные связи ингушей, чечеецев и пховцев.  Тем более, что у Мохевцев (Казбегский район), среди которых очень много ингушских родов, принявших грузнские фамилии.



Так что можно предположить, что Нино скорее всего, прошла Чоргали и дошла до хевсурсого села Шатили.

Гудамкарцы — это мтиульцы, обитающие между Ананури и Гудаури.
Таким образом, Нино проповедовала христианство пховцам. Однако они не приняли тогда христианства. «Тогда эристав, слегка приподняв над ними меч, победоносно истребил их идолов», говорится у Леонтия Мровели.
После этого, согласно Мровели, пхвцы «покинули страну свою и покинули свою . И поскольку они не пожелали принять крещения, то увеличил им царь подати. Поэтому бежали они, оставаясь в заблуждении. Многих из них лишь в последнее время обратил Абибос, епископ Некресский, но некоторые остались язычниками до наших дней». Последняя фраза остается актуальной и по сей день — о крайней мере Пшавы и в 21 веке используют как капища строения, воздвигнутые в прошлом и нынешнем веке.

После того, как пховцы вернулись на места своего обитания. Царь Мириан решил, что доброе слово и оружие могут гораздо больше чем доброе слово, и поэтому хотел окрестить пшавов силой оружия. Но Нино указала, что это - «не наш метод» и упросила Мириана вместо кавалерии прислать монаха Копалу их Греции.
У Копалы оказались достаточно весомые аргументы, так что он и без оружия обратил многих пшавов в христианство.
Впрочем, интересно то, как трансформировалось христианство в сознании горцев — они почитают Копалу как своего учителя и создали в честь него капище — Копала Цминда. Как описывает все тот же Максим Ковалевский, капище представляло собой большой камеь кубической формы, вокруг которого располагалось еще 12 каменный сидений. Рядом с этим сооружением был свод из неотесанных плит, в который звонил колокол.
Во время ритуального служения пшавы крепят к камню несколько свечей в память о Копале, который, по преданию, вступил в схватку со злыми духами — дэвами (рогатыми человекоподобными великанами).
Самой же Нино удалось обратить только несколько общин мтиульцев в окрестностях Жалети (Тианетский район Кахетии)


После горной Кахетии Нино отправилась в Мовакан. В принципе, сегодня это часть Кахети, а тогда — автономное эриставство, формально числившееся за царем Мирианом, однако на деле там управлял его родственник по отцовской линии - сасанидский военачальник Перроз. Нно хотела обратить Перроза, однако, находясь в селении Бодбе, она занемогла и умерла.
Именно в Кахетии, в Бодбе находится ныне могила святой Нино. Вокруг усыпальницы еще в царствование Мириана был возведен Бодбийский монастырь. В 17 веке монстырь был разрушен шахом Аббасом первым, а затем — восстановлен.
Мокаванцы восприняли христианство, и это стало отправной точкой для их интеграции в общую грузинскую нацию (конечно, тогда не было определения «нация», но то что они становились обычными поданными грузинского царя, соглашались на те же права и обязанности, что остальные жители царства, по иному и не назовешь).
Со своей стороны Мириан не обделял Мовакан вниманием. Именно в Бодбе был учреждена самая богатая епархия в Грузии, были построены комплекс Давид-Гареджи, древнейший монастырь Некреси, Алавердский монастырь (знаменитый своими винами),академия Икалто, имногое другое.
В конечном итоге сегодня население Эрети не только тесно связано с остальной Грузией, но и считает себя истинными грузинами.
Так что Нино оказалась права, и оружие в деле интеграции было бы излишним.


#Кахетия #Тианети #Мтианети #Туризм #История #Религия 
Если вы решите поетить исторические места в Кахетии, то вам достаточно оставить заявку на моей электронной почте - 
bektourgo@gmail.com
Подробнее - здесь: 
http://terrofair.blogspot.com/2015/08/blog-post_15.html

вторник, 25 августа 2015 г.

Кахетинское Царство. Вторжение Сасанидов.


Уджарма — первый объект на территории Кахетии, который сыграл важную роль в истории Грузии. Согласно средневековому историку Леонтию Мровели, царь Аспаруг, правивший в 265-284 годах в Мцхете, выстроил крепость на пути Сасанидов, вторгшихся в Грузию из Ирана. Крепость настолько успешно сдерживала персидские войска, что ее незвали Уджарма — непреступная.
Впрочем, несмотря на удачную крепость, кампания была проиграна — во время переговоров о создании антииранской коалиции с дагестанцами, осетинами и хазарами Аспаруг умер. Так что Сасаниды продолжили свое победное шествие по миру вообще и по Кавказу в частности. Поначалу они устранили самого сильного союзника грузин — царя армении Косро, который был убит персидскими диверсантами на охоте. После этого шахиншах Шапур первый двинулся на Грузию. Мцхетские мтавары рассудили, что с потерей армянских союзников и срыва переговоров в Осетии они, собственно, остались беззащитны. Да и царь Аспаруг не оставил наследников мужского пола. Поэтому они предложили Шапуру заключить мир при условии сохранения исконной религии грузин (в то время — огнепоклонничества) и жизней коренного населения Грузии. В обмен на это шаху предложили поставить правителем Иберии его сына, который должен был жениться на дочери покойного Аспаруга — царевне Абешуру.
Шупуру понравилось это предложение и он женил на Абешуру своего сына от одной из наложниц.
В принципе, это была самая большая политическая ошибка Шупура на Кавказском направлении — именно Мириан откололся от Персии, вступил с жесткое противостояние с Сасанидами и увел грузин из зориастризма в христианство
А началось все что Мириан, повзрослев, вступил в конфликт со своим младшим братом — Бахрамом первым — за персидский престол. Однако его уговорили не нарушать завещание отца, а довольствоваться полученными в в результате войны царствами — Арменией, Иберией , Раном и Моваканом (Мовакан — область албанского государства Аран, сегодня на этой территории расположен Гардабанский район края Кахетия).

Таким образом, в результате противостояния с Персией Грузия получила почти половину территории, которая сегодня называется Кахетией. И именно на этих землях (бывшей кавказской Албании) расположен город Сигхнахи.
#Кахетия #История Грузии #Туризм

суббота, 15 августа 2015 г.

Турпоездка по Кахетии


Вы увидите загадочное царство Кахти, посетите древние монастыри и попробуете настоящее кахетинское вино!
За один день вы сможете увидеть Кахетинскую долину, познать быть современных крестьян и прикоснуться к истории полной загадок , драматизма и подвигов!


Маршрут экскурсии:
Сигнаги, Цинандали, Кварели, Греми, Телави, Шуамта, Уджарма
Во время поездки мы предоставим вам возможность продегустировать кахетинское вино изготовленное по разным технологиям — заводское и домашнее. Вы сами сможете выбрать. Что вам нравится больше!
Вы посетите марани (погреб) с традиционной кахетинской кухней — хинкали, хачапури, хашлама, мцвади (шашлык).
Время выезда — по вашему заказу.

Стоимость поездки:
Для группы из 6 человек — 360 USD
Для одного человека - 60 USD (при индивидуальных заказах мы Вас известим когда сформируется группа).
Телефон: +995 571 43 44 78
email: bektourgo@gmail.com



среда, 12 августа 2015 г.

Путешествие в Мцхету и Армазцихе

Поездка в Мцхету для двоих
Тбилиси-Мцхета: $ 30
Тбилиси-Мцхета-Армазцихе-Джвари: $50 
Поездка на легковом автомобиле.
Вы сможете посетить первую Столицу Грузии - город Мцхету, а также замок Армазцихе, где, по преданию, был похоронен царь Картлос - основатель Грузии. 
Тел: +995 571 43 44 78

четверг, 6 августа 2015 г.

Женщина объединившая два войска

Мученичество Шушаник — один из первых литературных памятников на грузинском языке. Даже не так — это первое литературное произведение, написанное на грузинском языке, которое сохранилось до наших дней. Нельзя сказать, что оно слишком уж древнее — всего-то полторы тысячи лет, но, по крайней мере, лет эдак на 1000 древнее «Слова о полку Игореве». В Грузии все знают эту печальную историю о жене правителе Южной Картли, умершую от мучений, которые претерпела за то, что не захотела отречься от веры. Но редко кто знает, что эта история косвенно послужила причиной гибели одного из самых популярны царей Грузии — Вахтанга Горгасала (пятый век нашей эры).
В то время Сасаниды с переменным успехом контролировали разные области Грузии. Чего греха таить — если верить Леонтию Мровели, то в определенный момент Вахтанг вынужден был по приказ персов вторгнуться в черкесские земли. Впрочем, речь сейчас не о Синдике, а о Южной Грузии (Самцхе-Джавахети), которая тогда была провинцией Ирана. Управлял тогда краем военачальник Варскен. Этот расторопный малый прагматично рассудил, что зороастрийцы-Сасаниды не будут долго чикаться с христианином-Горгасалом, так что он спелся с шахом Перозом. Шах Пероз Йездигердович решил помочь амбициозному топ-менеджеру, но выставил ряд условий: Варсген должен был отказаться от христианства, принять огнепоклонничество и жениться на дочери шаха. Последний пункт вызывал некоторое затруднение — Варскен был уже женат. Но шах был человеком без комплексов, поэтому двоеженство нового союзника и зятя его ничуть не смущало, так что Пероз попросил только об одной слуге — пусть первая жена откажется от христианства и примет зороастризм.
Варскен тоже был человек без комплексов и с радостью согласился.
А вот жена Варскена — Шушаник — была дама с принципами: еще до приезда своего мужа она всем сказала, что не намерена отказываться от христианства и исполнять супружеский долг. Второе обстоятельство не так огорчало обладателя молодой персидской жены, как отказ от приятия зороастризма. Так что Бакур сначала избил свою первую жену, а потом заточил в темницу. 6 лет она провела в заточении, отказываясь от пищи — накормить заточенную царицу мог только ее духовник — Яков Цуртавели (позднее он же и описал страдание своей госпожи). В заточении Шушаник принимала людей проповедовала христианство, и, по заверениям Цуртавели, исцеляла людей от бездетности, слепоты, проказы и т. д.
На шестой год заточения тело царицы покрылось язвами и она умерла.
Вообще Васкерн допустил роковую ошибку, решив уморить свою жену, которая приходилась родной дочерью Вардана Мамиконяна — главнокомандующего Арменией. После смерти Вардана этот пост занял его племянник Вахан.
Смерть Шушаник достаточно сблищила интересы грузин и армян: царь вахтанг не мог простить измены и гибели своей союзницы, а Мамиконяны жаждали крови своего зятя. Ну и оба народа одинааково хотели избавиться от владычества Ирана. Так что Горгасал вошел в союз с военной элитой армении и всете они подняли восстание. В первый же год освободительной войны — 482 год - Горгасал захватил вероломного Варскена и казнил его.
У леонтия Мровели в Житиях Грузии эта история передана с некоторыми неточностями. Так, например, он указывает, что в Грузии в то время правил царь Бакур третий, который, узнав о жестокости Варскена, отправился в поход.
«Васкен же пребывал за пределами долины, на берегу Куры, где впадает в нее река Анакерт; и нагрянул и схватил (Бакур) Васкена, расчленили его и развесили по древу. А прах святой Шушаник с великими почестями забрали и погребли в Цортаве.
На деле же Бакур взошел на престол только через 88 лет после расправы Горгасала над Варскеном.

Восстание Горгасала не привело тогда к победе — в одной из битв царь-основатель Тбилиси был убит персами.. 
#История

понедельник, 3 августа 2015 г.

Насчет cookie

Политика Google требует от меня. чтобы я уведомил посетителей о том, есть ли у меня на блоге файлы куки. Насколько я понял - сам гугл встроил автоматом куки в мой блог. Может быть, я сам тоже встроил. Не знаю, толком, как действуют куки - вроде бы встраиваются в ваш пкомп и, когда вы смотрите мо. страницу, куки собирают информацию о ваших предпочтениях. В принципе, ничего страшного в этом не вижу, но Google просил уведомить. Хорошо, уведомляю, теперь вы знаете 

Ахалцихе - столица трагического народа

Ахалцихе с 16 века является центром края Самцхе-Джавахети. Издревле эту землю населяет племя, именующее себя месхами (месхетинцами). Наверняка, все слышали историю о турках-месхетинцах, изгнанных с родных мест Сталиным в 1944 году. Однако мало кто знает, что термин турки-месхетинцы — отнюдь не имеет никакого отношения к исторической реальности. Эти места входили в историческую область Земо Картли (Верхняя Грузия) или Тао-Кларджети. Когда-то месхи были одним из ведущих грузинских народов. 


суббота, 1 августа 2015 г.

Туры по Грузии

Сразу скажу - цены даны не на одного человека, а на одну машину вместимостью до 5 человек. 

То есть, если вы собираетесь в группу, то это выходит в пять раз дешевле 
Мцхета-Джвари: 45 USD  
Гори-Уплисцихе — 75 USD
Гори-Уплисцихе-Джвари — 85 USD
Казбеги (без заезда в гору) — 130 USD
Казбеги (с заездом на гору) — 150 USD
Сигнаги — 80 USD
Давид Гареджи монастырский комплекс — 80 USD
Батуми двудневный тур с посещением Сарпи, Гонио и Ботанического сада— 220 USD (стоимость гостиницы и экскурсия по саду в стоимость не входит)
Винный тур по Кахети — 120 долларов (дегустация вин)
Вардзия — крепость Рабат — Ахалцихе — посещение Боржомского парка — 175 USD
Сванетия -Местия (2 суток) — 300 USD
Кутаиси (Карстовая пещера, Гелатская академия, храм Баграта) — 175 USD

Дманиси (Болнисский собор, Дманисское городище, Порогли) — 100 USD

Если есть желание - то пишите мне на почту
 или звоните на номер +995 571 43 44 78

Мцхета - начать отсюда

Мцхета 

Все начинают знакомиться с Грузией с Мцхеты. И что тут сказать? Правильно начинают. И не только потому что в Мцхете находится древнейшая соборная церковь Светицховели (Животворящий столп), где по преданию хранится кусок хитона Иисуса Христа. Дело в том что Мцхета - древнейшая столица Грузии. 


4 царства с одним языком

Меня всегда занимало, почему в Грузии было много царств и мало языков? Сами сравните - царств было 7-Картли, Кахети, Имерети, Тако-Кларджети, Эгриси, Эрети, Абхазия, а языков всего 4 - грузинский, мегрельский, сванский и абхазский? И почему именно картлийцы (носители грузинского языка) образовали три огромных царства - Картли, Кахети, Имерети, Тао-Кларджети?  

Вот тут я вас сначала немного заморочу, но потом все будет несколько легче. 
Итак, берем сегодняшнюю Грузию. Она состоит из нескольких областей, которые в разное время были самостоятельными государствами: Кахети (столица в Телави), Абхазия (со столицами то в Анакопии - она же Новый Афон, то - попозднее - в Сухуми), Имерети (столица - Кутаиси), Тао-Кладжети (со столицей в Артанудже - сегодня это турецкий город Атануч), и Эрети (столица - в Шеки, который теперь тоже в Азербайджане). Особое место, конечно, занимает царство Эгриси со столицей в Нокалакеви (бывший Археополис). 
Но самое активное племя, которое объединило Грузию - это Картлийцы. Персы называли их ГЮРДЖИ - волки. Отсюда собственно и название Гюрджистан, который в русском языке трансформировался в термин Грузия.