суббота, 12 сентября 2015 г.

Клятва Тхуажея


фото сайта Мир чудес
В августе этого года группа черкесов посетила древне-Хаттский город Хаттусу, где установлен древний синий камень. Как оказалось, этот камень может стать доказательством хаттского происхождения адыгов. Об этом рассказывает руководитель общественной организации "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто.


Аслан, как собственно, вы обнаружили этот синий камень?
Три года назад наш близкий товарищ, который активно изучает и варится  в национальной и культурно-исторической среде — Беслан Хагажей — поехал в Турцию к нашим анатолийским братьям (черкесам, предки которых выезжали во время русско-черкесской войны), и его отвезли в город Чорум, недалеко от которого находится исторический комплекс древнего города Хаттуса. И там он наткнулся  на этот камень. Абсолютно случайно. И тогда ему в голову пришда  такая мысль: а не этот ли камень упоминается в Нартском эпосе когда его персонажи произносят клятву?
И как этот камень и кавказских мифов соотносится с храмовым комплексом в Малой Азии?
Мы знаем, что хатты имели к нам отношение, что есть языковые параллели, и прочее, прочее. Так что Беслан Тхагажей принес нам такую весть, что камень из нартского эпоса лежит в таком-то портале, и начал договариваться с музеем Анкары, с работающими там адыгами о совместном исследовании. И когда мы начали убеждаться в том, что наверняка это тот самый камень, мы решили снарядить туда экспедицию и провести там черкесское богомолье-тхьэлъэ1у.. Собственно это богомолье состояло в том, чтобы воздать хвалу всевышнему, за то что после стольких лет — 4 500 лет ! — нашелся такой значимый объект нашей материальной культуры.
Насколько я понимаю, экспедиция была любительская?
Экспедиция была совершенно любительская — мы сели на три автомобиля и через Грузию въехали на территорию Турции. Можно сказать, такой автомобильный экспромт. Единственно следует отметить, что местные адыги должны были привести из университета Анкары специалистов, которые выслушали бы наши знания и соотнесли бы это с той базой данных, которая уже у них есть. К сожалению, в первую поездку это не получилось. По болезни или по другим причинам, но они не пришли.
Но это ничуть не остановило нашего интереса. За год мы сами подготовили эту теорию, чтобы знать, о чем рассказать. Подготовили этнографические данные по поводу этого высказывания, вспомнили из нартского эпоса моменты, где он упоминается. Оказывается первым эту клятву произносит  знаменитый летающий конь Сосруко по имений Тхуажей. Когда Сасрукуо к нему обращается со словами, что им предстоит тяжелое испытание, конь говорит: Если ты окажешься достойным мужчиной то, УАЩХЪУЭ, МЫВАЩХЪУЭ К1АНЭ (клянусь синим небом и синим камнем) я тебя не подведу, буду тебе достойным конём. 

Мы же помним ,что в основном эту формулу употребляют главным образом женщины, что закономерно для носителей культуры народа.  Например одна из наших девушек вспомнила, что когда она была маленькой и шалила, то ее бабушка ругалась и говорила: «УАЩХЪУЭ, МЫВАЩХЪУЭ К1АНЭ , (клянусь синим небом и синим камнем), что если ты будешь так шалить, то замуж тебя не возьмут».


Мы все это суммировали, провели культурную программу, сделали черкесское жертвоприношение — зарезали барана, вознесли хвалу всевышнему за то, что мы смогли обнаружить такую значительную часть нашей материальной культуры, которая была потеряна, практически, 4000 лет назад, и сохранилась только как упоминание в языке. Ну и когда уже вживую соприкасаешься к материальной культуры, то начинаешься изучать все, что касается этого материала.

Аслан, осталась только эта связь с данным местом или были и другие цепочки?

Мы начали изучать все, что относится к этому камню, и в итоге оказалось, что не все так уж потеряно. Например, в языке убыхов осталось архаичное наименование бога, которое звучит как «Уаба» или «Уашуа»-в разных интерпретациях. То есть, получается, что убыхский очень близко к хаттскому переносит в наше время  эти слова. И что получается — фактически, в оригинале это слово сохранилось в кабардинском диалекте — УАЩХЪУЭ, МЫВАЩХЪУЭ К1АН. То есть, Уашхуаб перешел в Уашхуа. Теперь, что из этого следует: мы не знаем, как это точно звучало, но учитывая такой большой отрезок времени, это уже и неважно. Причем, когда мы расчленили слово, то оказалось что Уаба — это небо или, буквально, то что находится наверху.  А в Хаттусе бог, которому был посвящён сам храм с синим камнем-назывался Уащхаб-бог неба и грозы.


Еще один момент — в языке сохранился старый гимн, когда старшие пели об очень древних временах, они произносили «Анадолэу дыщэ къуэладжэъ» - Анатолия — золотая наша прародина. При всем том, что Турция воспринималась как место исхода черкесов во времена русско-черкесской войны,  и в Турции им действительно было тяжело, то было довольно странно: почему в воспоминаниях, которые по времени превосходят эпоху русско-черкесской войны, что Анатолия упоминается как «золотая наша прародина». Это тоже не давало нам покоя до тех пор, пока не начали изучать данные генетики. А по данным генетики получается, что условно называемая «черкесской» гаплогруппа G2  зародилась в западной Анатолии и Северном Причерноморье. То есть, получается, что на сегодняшний момент, это появление именно грузино-черкесско-абхазских племен, несущих в себе эту гаплогруппу.
Это не наша заслуга — это американские ученные провели такие массированные исследования, при этом подключились исследователи в Грузии, и во многих странах было проведено изъятие генетического материала и его исследование. В итоге мы имеем более ли менее подробную карту расселения. Причем, интересно то, что грузино-абхазская гаплогруппа отличается от черкесской всего на одну мутацию, и разделилась приблизительно 2,5 тысяч лет.

Что из себя представляет храм?

Хатуса считалась в свое время поселением, достигшим пика развития: первая обработка металла в мире началась именно там. То есть, это был самый развитой город, самая развитая цивилизация своего времени.


Храм приблизительно 30 на 25. Сам портал — примерно 6X8 или 6X7. и от него по периметру комнаты жрецов. От него остался только фундамент и об общем комплексе можно только догадываться Двор и пол были мощены из плитки размером 40 на 40 или 50 на 50 пригнанные друг к другу очень плотно. 

От всего этого остался только фундамент. Основание для дверных косяков были вырезаны из единого куска гранита. В них были просверлены идеально  круглые дырочки, куда через бронзовые втулки вставлялись следующие блоки, которые складывались в дверные косяки.

Там культура строительства была неимоверно высока. Просто побывав там на месте понимаешь мощь  и развитие этого государства. Сохранились крепостные стены, купеческие и военные ворота, царские ворота,. Военные ворота находятся на  самой высокой точке города и выходят на сторону полудня, и представляют собой идеально сделанную арку, собранную без единого крепежа — они держатся исключительно под силой своего веса. Но они настолько идеально подогнанны, что выдерживали любые землетрясения и физические воздействия людей. На сегодняшний день это все сохранилось в идеальном состоянии.
Двуглавый орел тоже является там изображен — он был символом соседнего города Аладжа коюк (?). Он изображен рядом с символом Хаттусы — львом, Там зародился весь фундамент нынешней культуры.
И в центре этого храма стоит синий камень. Кстати, из чего он сделан?
Этот камень — голубой лазурит довольно необычного зеленоватого оттенка. И рядом с этим храмом, где лежит камень, находится купальня. Это ванна глубиной примерно 1 метр, примерно 60 на 60 см. — может быть, чуть больше — в которую до сих пор поступает вода из источника
В самой Хаттусе 7 источников питьевой воды. Визуально мы наблюдали только один. Он стекает с вершины, переходит из ванны в ванну, наполняя их, и таким образом обеспечивал весь город водой. У остальных источников, видимо, со временем разрушились водоводы, но археологические источники говорят именно о 7 источниках. Этого за глаза хватало, чтобы обеспечить питьевой водой весь город.
Так вот, царская чета обязательно должна была скупаться, чтобы подойти к этому источнику. И вот такой вот казус: в нашем же языке омовение, очищение себя выражается словом ЗЫТХЬЭЩ1ЫН, которое буквально переводится как «делать в себе единого бога.  То есть, вот такое отношение к омовению. Здесь уже можно говорить об истоке нынешних аврамических религий, поскольку аналогии просматриваются.
Откуда было известно, что в ванне для омовения могли купаться только царь и царица?
Это общеизвестные сведения, о которых нам рассказал местный экскурсовод, черкес-бесленеецвец, Хусейн Агыржаноко. В молодости он работал экскурсоводом в этом месте, и ээкскурсоводам там раздавали распечатки с хаттской клинописи, где и было было указано, что только  царская чета могла скупаться там. В 25- 30 метрах от этого храма, но в одном комплексе, находится эта ванна.

Поскольку речь идет о камне и священном купании, то не может ли быть тут связи с эпическим описанием рождения нарта Сасрукуо?

Наверное, прямой взаимосвязи здесь нет. Но кроме Сосруко есть другая легенда: когда тот же бог  Уашхаб создал небо и землю, он начал искать, кем бы ее заселить. В легендах хаттов говорится о том, что он летел на Запад 15 дней — не нашел никого и вернулся. На восток  и север летел — также безрезультатно. И вот когда он летел на юг, то увидел камень невообразимой красоты. И вот он тогда совокупился с этим камнем много раз, и от этого камня пошел народ Хаттов. Так что вполне возможно, что легенды о Сасрукуо ведут свои легенды и оттуда в том числе.

Кстати, у чеченцев в эпосе говорится, что их герой Сеска-Солсу родился от камня, на котором возбудился пастух от красоты одной девушки.

У чеченцев, ингушей и осетин, на мой взгляд, нартский эпос заимствован непосредственно от черкесов  или пра-черкесов, которые и создавали нартский эпос. Почему именно черкесы? Потому что у родственных осетинам и чечено-ингушам народов нет нартского эпоса. То есть, нартским эпосом владеют только соседи черкесов. Допустим, возьмем тех же осетин — маленький народ в 100 тысяч населения, ираноязычный, якобы, создал нартский эпос. Но в то же время многомиллионные,  в десятки миллионов ираноязычных народов по всему миру не имеют ничего похожего на нартский эпос. Так же не бывает!

На Северном Кавказе наверняка, с течением времени изменилась и религия, и обряды. И уже нет моления камню есть моления в священных рощах. Как дальше будет изменяться религия?

Конечно, ритуалы очень трудно воссоздать, да это и не нужно, потому что мы же не поехали туда, чтобы воссоздать ту старую религию. Да это, в принципе и не нужно. В первую очередь — восхваление создателя нашего за то, что пронес вот эту часть нашей старой культуры через столько лет, и именно как бы символично то, что начало этого процесса. Когда черкесы начали осознавать свое место в мире, совпало с такой важной частью нашей культуры и истории. Это позволяет взглянуть на многие аспекты истории, и в первую очередь — этим должны были заинтересоваться лингвисты, переводчики и прочие специалисты по изучению  разных клинописей,  но мы пока, к сожалению, не наблюдаем подобного ажиотажа. И по-моему такое скептическое отношение обусловлено тем, что во многом история — это та версия, в которую договорились верить историки. Наша находка пока еще не вписалась в общее восприятие и поэтому трудно будет изменить это застарелое, костное решение, но, я думаю, что придет и этому черед Лично у меня уже никаких сомнений не осталось в том. Что мы нашли тот самый синий камень и нашли место где он лежит.

У грузинского племени пшавов до 19 века было схожее моление перед кубическим камнем, насколько это описывал Ковалевский. Но там воздавали хвалу монаху Копалу который проповедовал им христианство. По преданию он сразился с дэвами и в этом месте стоял камень. Могут быть какие-то общие корни у дохристианских религий черкесов и грузин?

Часть картвельских племен отделилась от общего массива гаплогруппы G2  2,5 тысячи лет назад естественно, язык изменился, обычаи, но могла сохраниться общая часть воспоминаний об этом камне Учитывая то место, которое этот камень занимал в Хаттусе, скорее всего он остался и у грузин.
Все это суммировав, мы решили более весомо и аргументировано поговорить с этнографами.
И на трех машинах мы поехали в Анатолию.

И все-таки каки еще параллели существуют, чтобы утверждать, что адыге — это потомки именно хаттов?
Во первых и самых важных — это языковые параллели. Многие ученые — Константин Чхеидзе, Иванов, Бетрозов, Джон Коларуссо, Владислав Ардзиба, — считали что хаттский язык имеет несомненное родство с нынешней абхазо-адыгской языковой группой. Единственное что нужно сказать, Бетрозов считал. Что хаттский язык более близок к абхазскому языку, как к языку абешла. Когда Хаттуса пала, остались племена хаттские — кашки и абешла. Коларуссо считает что абешла дали начало грузино-абхазским народам с гаплогруппой G2а, а кашки или каски — это предки черкесов, ушедшие  оттуда. Но такой аспект- историческая  Черкесия   простиралась от слияния Сунжи и Терека до Анапы.  Это 1200 км. А по прямой через море от Нальчика до Хаттусы — 600 км. Я считаю, что никто ниоткуда не убегал, а это был ареал обитания одного народа. Почему? Потому что пятигорских черкесов осетины и сваны до недавнего времени называли кашки, или касконы или кашконы. То есть  это старое названия осталось у наших соседей. Несмотря на то что мы называли себя Адыга, соседи нас называли по-разному, но осетины и сваны сохраняли старое название каскон. Все это  указывает на то что мы имеем прямое отношение к хатским племенам, которые назывались кашки. Кашки жили в крепостях на берегу моря. И после того, как Хаттусу захватили индо-европейские племена несситы — или как и называют хетты, кашки на протяжении 500 лет пытались отвоевать Хатуссу. Периодически им это удавалось, периодически они снова проигрывали. В итоге они частично ушли с этой территории или погибли, а частично — растворились среди хеттов. Итогом этого стало то, что языком правителей и религиозной Хаттусы стал Хаттский язык, а языком простонародья и чиновников стал хеттский. Потому что археологические исследования показывают. что многие клинописные таблички написаны на этих двух языках. А это уже тема для филологов, антропологов и прочих специалистов.

Если все же ваши гипотезы найдут подтверждение, то, наверное, у черкесского национального движения изменится весь контекст?

Кстати когда мы впервые озвучили версию об этом камне, то черкесы. живущих там, - они же оторваны от общей культуры и за исключением наиболее образованных и наиболее любопытных не знали обо всем это. Один из них сказал, что оказывается это не мы, а турки тут пришедшие. Конечно, это всего лишь юмор, но вот что важно: ведь при всем нашем желании мы не сможем вернуть эти 6-7 миллионов черкесов. Они прочно осели в Турции, это невозможно и новое открытие о том, что Анатолия — это их старая прородина, даст им большую уверенность и большую заинтересованность в развитии своей родины, своей страны, и более активно защищать свою культуру, свой язык в такой агрессивной среде, которую устроило им в недавнем прошлом  турецкое государство.

Не хотелось бы, чтобы в Турции повторилось то что происходит в КБР и КЧР -противостояние между адыгоязычными и тюркоязычными жителями.

Я думаю. что Турция этот период уже благополучно пережила Еще какие-то 50-60 лет назад сажали в тюрьму за разговор на черкесском языке, еще какие-то 40 лет назад учеников в школах заставляли писать доносы на своих одноклассников, которые дома с родителями разговаривали на черкесском языке. Эта шовинистическая политика — один народ один язык, одна нация — принесла свои плоды: молодежь черкесская в Турции очень плохо владеет своим языком, хотя очень тяготеет к своему этносу. И в большинстве случаев процесс этот, наверное, необратим. Но особо переживать по этому поводу, наверное и не стоит, потому что, когда язык записан, становится письменным, его всегда легко реанимировать. Поэтому дай бог нам сил, и если  они у нас будут, оавно как  и желание, и средства, мы сможем возродить наш язык. 

среда, 9 сентября 2015 г.

Поломать мейнстрим



http://oboi-colibri.ru/tag/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9/
Не по пути
Лайфхак тайм-менеджерский: 
«рассинхронизация с потоком».
Суть в следующем: избегайте движения в потоке.
Не нужно ехать на работу в то время, когда едут все. Приезжайте на час раньше. И раньше уходите. Конечно, это нужно согласовать с непосредственным руководителем.
Не нужно идти за покупками, когда все идут. Не надо затариваться едой и подарками перед самым Новым годом. Сделайте это хотя бы на пару дней раньше.
Не нужно лететь на отдых в высокий сезон. Почему бы не отдохнуть в той же Турции в сентябре? Меньше отдыхающих. И не так жарко.
Итак, рассинхронизация даёт:
  • отсутствие очередей;
  • низкие цены;
  • уменьшение стресса.
Так что возьмите осенний отпуск и приезжайте в Грузию в это время года 

Турпоездки по Грузии

воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Священный синий камень черкесов

Это - священный "Синий камень", которым клянуться черкесы. 4 тысячи лет они считали, что выражение Мывэщхъуэ к1анэ - всего лишь фигуральное выражение. И только в этом году они нашли этот камень! Почти случайно!


Сегодня я не буду ничего рассказывать дождусь, когда расскажут мои друзья. 

четверг, 3 сентября 2015 г.

Царь-Волк

Возвращение Грузии под влияние Хосровидов  неразрывно связана с рубиловкой за восточные части Кахетии — Ран и Мовакан. Чтобы было яснее — это больше половины нынешней Кахетии. Город Сигхнагхи и Дедоплисцкаро находились в этих землях, которые входили в Кавказскую Албанию. Как я уже писал раньше, при святой Нино началась активная интеграция местного населения в общее общество Иберии (Картлии). Но при властвовании Бакара, а вслед за ним Трдата эти территории вновь были отвоеваны сасанидами и управлялись персидским наместником- марзапаном.

Начал эту албанскую реконкисту сын Тарда — Арчил. Ну, это поскольку у царя Мирдата остались только малолетние наследники, а управлять кому-то надо было, то азнавуры порешили пригласить еще одного Хосровида.

Арчил начал достаточно успешную операцию против персов, скрывавшихся в Ране-Мовакане (Эрети). Джуаншер Джаншериани утверждает, что имено Арчил возвратил Ран под царство Грузии. Однако сам же себе противоречит, поскольку сын Арчила — царевич Мирдат — так же вторгался в Ран-Мовакан и разорял владения Сасанидов. Впрочем, конец набегам был положен браком между Мирдатом и Сагдухт — дочерью Борабода, который был в то время не то питиашхом, не то марзпаном края Мовакан.

От брака Мирдата и Сагдухт родился Вахтанг Горгасал. 

Портрет Вахтанга Горгасала.
Скульптор Элгуджа Амашукели
Фото взято с ресурса
bioso.ru


Через 10 лет после рождения Вахтанга в Грузию вторглись Осетины. Они прошли Алазанскую долину, взяли крепость Каспи, похитили там сестру Вахтанга — царевну Мирандухт, прошли через Гардабани, вторглись в Албанию — тот же самый Мовакан, прошли ее западные районы, ограбив их. Свою вылазку на враждебную территорию осетины закончили в Дербенте, который тогда хоть и являлся частью Алании, но, тем не менее, местное население решило восстать против метрополии. Уже из Дербента осетины вернулись в Аланию.


Когда Горгасалу исполнилось 16 лет, он начал большой поход против Осетин. Правителем Рана тогда был его дядя по имени Вараз-Бакур. Поскольку Мовакан страдал тогда от осетинских нашествий, ранцы примкнули к Вахтангу и одолели осетин.
Аланский всадник
http://legion.ge/


Через 6 лет войско Рана и Мовакана опять приняло участие в походе Вахтанга Горгасала — по приказу царя Персии Ормизда — в войне против Византии. Однако во время похода Вахтанг через лазутчиков договорился с императором Львом Первым о том, что во время сражения он сдаст грузино-персидское войско. В обмен на это Лев Первый пообещал вернуть Грузии оторванную область - Тао-Кларджети.

Во время атаки одного из городов (по не подтвержденным данным — Трапезунда) местные горожане вышли, чтобы приветствовать Вахтанга, как освободителя. Предполагалось, что войско войдет в город, и там император Лев должен будет предложить воинам примкнуть к его армии. Однако персы и дагестанцы, обрадованные быстрой победой, решили силой отобрать у побежденных военную добычу. Грузинские войска пытались сдержать грабителей, но силы были неравны. В итоге в битву вмешались византийские войска, которые перебили войска персов и дагестанцев. В этой битве погиб и Вараз-Бакур, который предводительствовал грабителями.
Император Лев I Макелла

Византийцы тем временем начали громить грузинские позиции и Вахтанг решил вступить в бой. Чтобы воодушевить своих воинов, он заставил всех преклонить колени перед крестом, угрожая тем, что убьет всех, кто не поклонится. Правитель области Мовакан по имени Борзо отказался преклонять колени и Вахатанг ничтоже сумняшеся убил его. Битву Вахтанг выиграл, но все равно вступил в союз с Львом первым. Более того - в знак взаимной преданности Лев I выдал за Вахтанга свою дочь Елену.
Ясное дело, что персы не сильно обрадовались такой свадьбе, так что в качестве "подарка" устроили новое нашествие на Картли,
Войска Вахтанга встретили незванных гостей где-то в районе Дигоми. Сегодня это пригород Тбилиси, но тогда 16 км было существенным расстоянием, так что никто не мог и подумать, что Дигоми станет частью столицы.
В Дигоми персы и грузины крошили друг-друга почти полгода, пока в Иберию не вступили византийцы. Увидев такое подкрепление, Сасаниды предложили Вахтангу перемирие. Кончилось все это тем, что три армии — Персидская, Византийская и Грузинская — объединились и предприняли поход в Индию.

Перед походом Вахтанг отослал своего сына — Дачи — в Кахетию, в крепость Уджарму, «ибо счел эту местность удобной для охоты и овцеводства».

После успешного похода в Индию Вахтанг сделал Кахетию, фактически, центром грузинского государства. Сам он обустроил себе резиденцию в Уджарме, а старшему своему сыну от первого брака передал города «Череми и Некреси, и город Камбечовани, который есть Хорнабуджи; и все земли восточнее Куры».
Крепость Хорнабуджи в Кахетии
Таким образом, и сам Вахтанг Горгасал правил из Уджармы, и сын его остался в Кахетии. Следует отметить, что Хорнабуджи или Камбечовани расположен в центре Мовакана, так что наследник царя должен был править среди вновть присоединенных жителей Албании. Вообще интенсивную интеграцию начал еще прадед Горгасала - царь Мириан - при помощи проповедницы Христианства святой Нино. 

В принципе, это был оправданный шаг — тогда перед Грузией стояла задача интегрировать албанцев, населявших Мовакан. Поскольку после убийства их предводителя — Борза — у албанцев было много поводов не доверять грузинам, да и язык общения был разным, Вахтанг вдобавок ко всему основал в Кахетии Бодбийскую епархию. Поскольку именно при Вахтанге у Грузии впервые появилась своя поместная церковь, то соответственно, появились и епархии. Кахетинская епархия, кафедра которой помещалась в городе Хорнабуджи, пользовалась наибольшим покровительством. Фактически это привело к тому, что население Эрети (или Мовакана), состоящее из албанцев, естественным образом интегрировалось с кахетинцами.

Недолго длилась мирная жизнь в Грузии — когда Вахтанг строил Тбилиси, к нему явились персы и потребовали присоединиться к походу против Византии. Вахтанг резонно заметил что, вообще-то, был договор о мире, а кроме того — грузины были христианами, как и византийцы, которых называли греками.
Вахтанг Горгасал
Фреска в храме Светисцховели

«П
режде готовьтесь к войне с нами и (лишь) через нас вторгайся в Грецию», сказал Горгасал.
Греки согласились с этими словами и … вторглись в Грузию. Естественно, что первыми пострадали кахетинские города в районе Эрети. Только в Кахусе персов встретили мобилизированные войска Горгасала. Хотя в решающей битве грузины и одолели персов, тем не менее, Вахтанг был ранен в бою стрелой. Умирая он завещал трон своему первенцу- Дачи.

Были у него и еще два сына от второго брата с дочерью Льва Первого — Еленой: Мирдат и Леон. Леон вскорости умер, а Мирдат царствовал в Эгриси (Лазика или Мегрелия с Гурией и Аджарией). Однако Дачи поменялся с ним — отдал взамен Эгриси территорию Джавахетии.
Прошло полвека и внук царя Дачи — Фарсман VI — вновь встал перед угрозой нашествия персов. Поскольку Византия была занята войной с турками, он вынужден был признать над собой сюзеренитет Сасанидов.

А вот сын Дачи — Гурам — властвовавший в Тао-Кларджети, остался под влиянием Византии.

После Фармана VI трон Грузии занял его сын Бакур V. В принципе, его царствование не отмечено ничем особенным, разве что именно на нем пресеклось царствование Хосроидов на троне, ибо опять вторглись персы (ну, куда уж без них), а поскольку дети Бакура были малолетними они опять ушли в Кахетию и укрылись в Уджарме. С тех пор Хосровиды стали на некоторое время эриставами Кахетии. Впрочем, территория была слишком усечена — ибо персы отобрали снова Мовакан, присоединли его к Рану и постаиви там своего военачальника — Касре Амбарвеза. Впрочем вскоре среди Сасанидов возникли раздоры. Да еще какие! Любимец народа, шахеншах Ормизд IV был ослеплен родственниками жены, так что в Персии началась гражданская война.

Так что Грузия вздохнула спокойно и попросила у Византии утвердить на посту царя Гурама Джавахетского — внука Вахтанга Горгасала. Император Маврикий уважил эту просьбу, так что Гурам (или Гуарам) продолжил дело своего деда. Впрочем, теперь династия называлась не Хосровиды, а Гурамиды.

Гурам попробовал восстать против влияния персов, однако потерпел поражение и укрылся в Эгриси. Узкие горные ущелья оказались удобными для ведения осадной и партизанской войны, так что перы довольствовались взятием восточной Грузии.
После царствования Гургена началась эпоха арабских завоеваний. В то время различные области грузии контролировались то арабами то византией, то персией до полного падения Сасанидов.


Именно с Арабскими завоеваниями связано появление Кахетии в качестве самостоятельной единицы. Впрочем, это уже другая глава в истории, о которой я дам краткий обзор завтра.