После того, как царь Мириан отказался от своих претензий на персидский престол, а Сасаниды отдали ему Мовакан, у Иберии начались новые проблемы: Византия вошла в союз с Арменией
и разгромила объединенное грузино-персидское
войско. Мириан запросил мир с коалицией.
В результате этого перемирия Мириан
женил своего сына — Рева — на Саломе
дочери армянского царя Трдата. Молодая
чета удалилась в Кахос (Кахетию) и
поселилась в Уджарме.
Таким
образом, Кахетия становится самой
безопасной частью Грузии, и в Уджарме
воспитываются потомки престола.
Впрочем,
Мириан запомнился не тем, что закрепил
традицию воспитывать монаршие кадры в
Кахетии. Его основная историческая роль
— обращение Грузии в Христианство.
Согласно Летописи Леонтия Мровели,
изначально царь скептически отнеся к
увлечениям своей жены Наны новомодной
религией, которую при дворе в Мцхете
проповедовала капподокийка Нино. Однако,
якобы, при охоте в Мухровани (Дубровке)
царя и егерей застало солнечное затмение,
которое самоликвидировалось после
молитвы святой Нино. Честно говоря, эта
история вызывает скепсис, поскольку
царь страны, где верховным божеством
было солнце, вряд ли не обладал информацией
о ближайших затмениях. Скорее имело
место елание царя оправдять свой отход
от персии и необходимость заключить
союз с христианской Византией.
При
крещении Грузии Кахетия опять оказалась
причастной к событиям: согласно легенде
по приказу архиепископа Иоана, в
окрестностях Мцхеты было срублено
исцеляющее дерево, из которого решено
было сделать «крест честной». После
установления этого креста в Мцхете от
него отлетели две звезды — одна из них
зашла на горе Тхоти возле селения Каспи
(Горийский район, Шида Картли), а вторая
— упала у селения Боди (ныне — Бодбе,
возле Сигнги, опять де - Мовакан).. Нино
указала поставить на местах падения
два 2 животворящих креста. Причем, крест
в Кахетии она повелела поставить не
кому-нибудь, а царевне Саломе. «А
другой (крест — прим блогера)
дайте Саломе, рабе Христа, и пусть
воздвигнет она его в городе Уджарма,
дабы Боди, селение Кухети, не противостояло
граду царей – Уджарме, ибо множество
народу пребывает в нем, а селение Боди,
место милое богу, пусть потом навестит
она сама».
Здесь
не совсем ясно, почему Нино упоминает
Боди, как селение в Кухети — ведь на
самом деле имелось в виду поселение
Бодбе, куда она впоследствии направилась.
А Боде находится в историческом районе
Эрети (он же Мовакан он же с 7 века
именовался арабами Гардабани).
Через
некоторое время после этого Нино
отправилась проповедовать среди горцев
в Мтианети.
Мтианети
долгое время входио в Кахетинское
царство, так что не будет ошибкой указать
в этом очерке краткую историю деятельности
нино среди Горцев. Как пишет Леонтий
Мровели, Нино отправилас в местность
Цобани. Если честно я что-то не припомню
такой указатель по дороги в Казбеги,
однако, судя по всему, это область
Жинвальского водохранилища
Придя
сюда, Нино попыталась проповедовать
христианство среди местных племен —
чоргальцев (жители ущелий в районе села
Чоргали), пховцев, цилканцев и гудамакарцев.
Говорят также, что пховцы — родственники дзурдзуков, от котрых произошли нахи.
Говорят также, что пховцы — родственники дзурдзуков, от котрых произошли нахи.
Первыми
на этом пути Нино должна была встретить
цилканцев — обитателей селения Цилкани
— местечка недалеко от Мцхеты. Это
историческая территория края Кухети,
который по легенде возглавил Кухос —
сын Картлоса, брат Кахоса и Мцхетоса.
Далее
следуют чоргальцы и пховцы.
Вот тут интересная штука — различать чоргальцев и пховцев или нет? Чоргали — это поселение пшавов. Пшавы же назывались пховели, согласно Максиму Ковалевскому (да, да, мужу Софии Ковалевской) — это название пшавов. Однако, чеченцы до сих пор называют пховцами хевсуров. Согласно википедии, и хевсурский и пшавский диалект относятся к пховским дилектам, на которых говорят также и тушинцы (Ахметский район Кахетии) и несколько чеченских тейпов, а таке — мтиульцы, населяющие Душетский район, и мохевцы (Казбегский район).
Вот тут интересная штука — различать чоргальцев и пховцев или нет? Чоргали — это поселение пшавов. Пшавы же назывались пховели, согласно Максиму Ковалевскому (да, да, мужу Софии Ковалевской) — это название пшавов. Однако, чеченцы до сих пор называют пховцами хевсуров. Согласно википедии, и хевсурский и пшавский диалект относятся к пховским дилектам, на которых говорят также и тушинцы (Ахметский район Кахетии) и несколько чеченских тейпов, а таке — мтиульцы, населяющие Душетский район, и мохевцы (Казбегский район).
Ингуши считают, что пховцы - это родственный им народ. Учитывая, что предки хотя бы нескольких ингушских тейпов действительно проходили через эти ущелья по дороге из Халдеи, а потом — из Колхиды — то действительно можно предположить некоторые родственные связи ингушей, чечеецев и пховцев. Тем более, что у Мохевцев (Казбегский район), среди которых очень много ингушских родов, принявших грузнские фамилии.
Так
что можно предположить, что Нино скорее
всего, прошла Чоргали и дошла до хевсурсого
села Шатили.
Гудамкарцы
— это мтиульцы, обитающие между Ананури
и Гудаури.
Таким
образом, Нино проповедовала христианство
пховцам. Однако они не приняли тогда
христианства. «Тогда
эристав, слегка приподняв над ними меч,
победоносно истребил их идолов»,
говорится
у Леонтия Мровели.
После
этого, согласно Мровели, пхвцы «покинули
страну свою и покинули свою .
И поскольку они не пожелали принять
крещения, то увеличил им царь подати.
Поэтому бежали они, оставаясь в
заблуждении. Многих из них лишь в
последнее время обратил Абибос, епископ
Некресский, но некоторые остались
язычниками до наших дней».
Последняя фраза остается актуальной и
по сей день — о крайней мере Пшавы и в
21 веке используют как капища строения,
воздвигнутые в прошлом и нынешнем веке.
После
того, как пховцы вернулись на места
своего обитания. Царь Мириан решил, что
доброе слово и оружие могут гораздо
больше чем доброе слово, и поэтому хотел
окрестить пшавов силой оружия. Но Нино
указала, что это - «не наш метод» и
упросила Мириана вместо кавалерии
прислать монаха Копалу их Греции.
У
Копалы оказались достаточно весомые
аргументы, так что он и без оружия обратил
многих пшавов в христианство.
Впрочем,
интересно то, как трансформировалось
христианство в сознании горцев — они
почитают Копалу как своего учителя и
создали в честь него капище — Копала
Цминда. Как описывает все тот же Максим
Ковалевский, капище представляло собой
большой камеь кубической формы, вокруг
которого располагалось еще 12 каменный
сидений. Рядом с этим сооружением был
свод из неотесанных плит, в который
звонил колокол.
Во
время ритуального служения пшавы крепят
к камню несколько свечей в память о
Копале, который, по преданию, вступил в
схватку со злыми духами — дэвами
(рогатыми человекоподобными великанами).
Самой
же Нино удалось обратить только несколько
общин мтиульцев в окрестностях Жалети
(Тианетский район Кахетии)
После
горной Кахетии Нино отправилась в
Мовакан. В принципе, сегодня это часть
Кахети, а тогда — автономное эриставство,
формально числившееся за царем Мирианом,
однако на деле там управлял его родственник
по отцовской линии - сасанидский
военачальник Перроз. Нно хотела обратить
Перроза, однако, находясь в селении
Бодбе, она занемогла и умерла.
Именно
в Кахетии, в Бодбе находится ныне могила
святой Нино. Вокруг усыпальницы еще в
царствование Мириана был
возведен Бодбийский монастырь. В 17
веке монстырь был разрушен шахом Аббасом
первым, а затем — восстановлен.
Мокаванцы
восприняли христианство, и это стало
отправной точкой для их интеграции в
общую грузинскую нацию (конечно, тогда
не было определения «нация», но то что
они становились обычными поданными
грузинского царя, соглашались на те же
права и обязанности, что остальные
жители царства, по иному и не назовешь).
Со
своей стороны Мириан не обделял Мовакан
вниманием. Именно в Бодбе был учреждена
самая богатая епархия в Грузии, были
построены комплекс Давид-Гареджи,
древнейший монастырь Некреси, Алавердский
монастырь (знаменитый своими
винами),академия Икалто, имногое другое.
В конечном итоге сегодня население Эрети не только тесно связано с остальной Грузией, но и считает себя истинными грузинами.
Так что Нино оказалась права, и оружие в деле интеграции было бы излишним.
#Кахетия #Тианети #Мтианети #Туризм #История #Религия
Если вы решите поетить исторические места в Кахетии, то вам достаточно оставить заявку на моей электронной почте - bektourgo@gmail.com
Подробнее - здесь:
http://terrofair.blogspot.com/2015/08/blog-post_15.html
В конечном итоге сегодня население Эрети не только тесно связано с остальной Грузией, но и считает себя истинными грузинами.
Так что Нино оказалась права, и оружие в деле интеграции было бы излишним.
#Кахетия #Тианети #Мтианети #Туризм #История #Религия
Если вы решите поетить исторические места в Кахетии, то вам достаточно оставить заявку на моей электронной почте - bektourgo@gmail.com
Подробнее - здесь:
http://terrofair.blogspot.com/2015/08/blog-post_15.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий