среда, 26 августа 2015 г.

Миссия святой Нино в Кахетии

После того, как царь Мириан отказался от своих претензий на персидский престол, а Сасаниды отдали ему Мовакан, у Иберии начались новые проблемы: Византия вошла в союз с Арменией и разгромила объединенное грузино-персидское войско. Мириан запросил мир с коалицией. В результате этого перемирия Мириан женил своего сына — Рева — на Саломе дочери армянского царя Трдата. Молодая чета удалилась в Кахос (Кахетию) и поселилась в Уджарме.

Таким образом, Кахетия становится самой безопасной частью Грузии, и в Уджарме воспитываются потомки престола.
Впрочем, Мириан запомнился не тем, что закрепил традицию воспитывать монаршие кадры в Кахетии. Его основная историческая роль — обращение Грузии в Христианство. 

Согласно Летописи Леонтия Мровели, изначально царь скептически отнеся к увлечениям своей жены Наны новомодной религией, которую при дворе в Мцхете проповедовала капподокийка Нино. Однако, якобы, при охоте в Мухровани (Дубровке) царя и егерей застало солнечное затмение, которое самоликвидировалось после молитвы святой Нино. Честно говоря, эта история вызывает скепсис, поскольку царь страны, где верховным божеством было солнце, вряд ли не обладал информацией о ближайших затмениях. Скорее имело место елание царя оправдять свой отход от персии и необходимость заключить союз с христианской Византией.
При крещении Грузии Кахетия опять оказалась причастной к событиям: согласно легенде по приказу архиепископа Иоана, в окрестностях Мцхеты было срублено исцеляющее дерево, из которого решено было сделать «крест честной». После установления этого креста в Мцхете от него отлетели две звезды — одна из них зашла на горе Тхоти возле селения Каспи (Горийский район, Шида Картли), а вторая — упала у селения Боди (ныне — Бодбе, возле Сигнги, опять де - Мовакан).. Нино указала поставить на местах падения два 2 животворящих креста. Причем, крест в Кахетии она повелела поставить не кому-нибудь, а царевне Саломе. «А другой (крест — прим блогера) дайте Саломе, рабе Христа, и пусть воздвигнет она его в городе Уджарма, дабы Боди, селение Кухети, не противостояло граду царей – Уджарме, ибо множество народу пребывает в нем, а селение Боди, место милое богу, пусть потом навестит она сама».
Здесь не совсем ясно, почему Нино упоминает Боди, как селение в Кухети — ведь на самом деле имелось в виду поселение Бодбе, куда она впоследствии направилась. А Боде находится в историческом районе Эрети (он же Мовакан он же с 7 века именовался арабами Гардабани).


Через некоторое время после этого Нино отправилась проповедовать среди горцев в Мтианети.
Мтианети долгое время входио в Кахетинское царство, так что не будет ошибкой указать в этом очерке краткую историю деятельности нино среди Горцев. Как пишет Леонтий Мровели, Нино отправилас в местность Цобани. Если честно я что-то не припомню такой указатель по дороги в Казбеги, однако, судя по всему, это область Жинвальского водохранилища
Придя сюда, Нино попыталась проповедовать христианство среди местных племен — чоргальцев (жители ущелий в районе села Чоргали), пховцев, цилканцев и гудамакарцев.
Говорят также, что пховцы — родственники дзурдзуков, от котрых произошли нахи.
Первыми на этом пути Нино должна была встретить цилканцев — обитателей селения Цилкани — местечка недалеко от Мцхеты. Это историческая территория края Кухети, который по легенде возглавил Кухос — сын Картлоса, брат Кахоса и Мцхетоса.
Далее следуют чоргальцы и пховцы. 



Вот тут интересная штука — различать чоргальцев и пховцев или нет? Чоргали — это поселение пшавов. Пшавы же назывались пховели, согласно Максиму Ковалевскому (да, да, мужу Софии Ковалевской) — это название пшавов. Однако, чеченцы до сих пор называют пховцами хевсуров. Согласно википедии, и хевсурский и пшавский диалект относятся к пховским дилектам, на которых говорят также и тушинцы (Ахметский район Кахетии) и несколько чеченских тейпов, а таке — мтиульцы, населяющие Душетский район, и мохевцы (Казбегский район).


Ингуши считают, что пховцы - это родственный им народ. Учитывая, что предки хотя бы нескольких ингушских тейпов действительно проходили через эти ущелья по дороге из Халдеи, а потом — из Колхиды — то действительно можно предположить некоторые родственные связи ингушей, чечеецев и пховцев.  Тем более, что у Мохевцев (Казбегский район), среди которых очень много ингушских родов, принявших грузнские фамилии.



Так что можно предположить, что Нино скорее всего, прошла Чоргали и дошла до хевсурсого села Шатили.

Гудамкарцы — это мтиульцы, обитающие между Ананури и Гудаури.
Таким образом, Нино проповедовала христианство пховцам. Однако они не приняли тогда христианства. «Тогда эристав, слегка приподняв над ними меч, победоносно истребил их идолов», говорится у Леонтия Мровели.
После этого, согласно Мровели, пхвцы «покинули страну свою и покинули свою . И поскольку они не пожелали принять крещения, то увеличил им царь подати. Поэтому бежали они, оставаясь в заблуждении. Многих из них лишь в последнее время обратил Абибос, епископ Некресский, но некоторые остались язычниками до наших дней». Последняя фраза остается актуальной и по сей день — о крайней мере Пшавы и в 21 веке используют как капища строения, воздвигнутые в прошлом и нынешнем веке.

После того, как пховцы вернулись на места своего обитания. Царь Мириан решил, что доброе слово и оружие могут гораздо больше чем доброе слово, и поэтому хотел окрестить пшавов силой оружия. Но Нино указала, что это - «не наш метод» и упросила Мириана вместо кавалерии прислать монаха Копалу их Греции.
У Копалы оказались достаточно весомые аргументы, так что он и без оружия обратил многих пшавов в христианство.
Впрочем, интересно то, как трансформировалось христианство в сознании горцев — они почитают Копалу как своего учителя и создали в честь него капище — Копала Цминда. Как описывает все тот же Максим Ковалевский, капище представляло собой большой камеь кубической формы, вокруг которого располагалось еще 12 каменный сидений. Рядом с этим сооружением был свод из неотесанных плит, в который звонил колокол.
Во время ритуального служения пшавы крепят к камню несколько свечей в память о Копале, который, по преданию, вступил в схватку со злыми духами — дэвами (рогатыми человекоподобными великанами).
Самой же Нино удалось обратить только несколько общин мтиульцев в окрестностях Жалети (Тианетский район Кахетии)


После горной Кахетии Нино отправилась в Мовакан. В принципе, сегодня это часть Кахети, а тогда — автономное эриставство, формально числившееся за царем Мирианом, однако на деле там управлял его родственник по отцовской линии - сасанидский военачальник Перроз. Нно хотела обратить Перроза, однако, находясь в селении Бодбе, она занемогла и умерла.
Именно в Кахетии, в Бодбе находится ныне могила святой Нино. Вокруг усыпальницы еще в царствование Мириана был возведен Бодбийский монастырь. В 17 веке монстырь был разрушен шахом Аббасом первым, а затем — восстановлен.
Мокаванцы восприняли христианство, и это стало отправной точкой для их интеграции в общую грузинскую нацию (конечно, тогда не было определения «нация», но то что они становились обычными поданными грузинского царя, соглашались на те же права и обязанности, что остальные жители царства, по иному и не назовешь).
Со своей стороны Мириан не обделял Мовакан вниманием. Именно в Бодбе был учреждена самая богатая епархия в Грузии, были построены комплекс Давид-Гареджи, древнейший монастырь Некреси, Алавердский монастырь (знаменитый своими винами),академия Икалто, имногое другое.
В конечном итоге сегодня население Эрети не только тесно связано с остальной Грузией, но и считает себя истинными грузинами.
Так что Нино оказалась права, и оружие в деле интеграции было бы излишним.


#Кахетия #Тианети #Мтианети #Туризм #История #Религия 
Если вы решите поетить исторические места в Кахетии, то вам достаточно оставить заявку на моей электронной почте - 
bektourgo@gmail.com
Подробнее - здесь: 
http://terrofair.blogspot.com/2015/08/blog-post_15.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий