четверг, 27 августа 2015 г.

Фонтанчик Уоллеса в Тбилиси


Сегодня я решил не утомлять никого древней историей, а вот приведу рассказ блогера Тамар Тавадзе об одном памятнике в Тбилиси.
Но от себя приведу небольшую предысторию, почему мне это стало интересно. В общем, дело было в году этак 2005-м, и ходили мы с одним приятелем по Тбилиси. Ну, конечно, я в этом районе лет 30 не был, ничерта не помнил, и показывает он мне этот "фонтанчик" с четырьмя грациями и рассказывает историю, что например, в году этак 1918-м когда Грузия обрела независимость, этот фонтанчик с надписью Liberté, égalité, fraternité (Свобода, Равенство, Братство) мэрия города Парижу подарила мэрии города Тбилиси.
Ну у меня, естественно пиитет к этому памятнику мгновенно и возник - ну, ничего себе! Это же самые драматичные годы для всего Кавказа, когда противостояние коммунистов и национальных правительств привело к межэтническим конфликтам, которые прорвались в эпоху моего юношества!
В общем, как ни пройду мимо этого памятника, так постоянно вспоминаются и все войны, и сегодняшние непростые отношения, и почти столетняя история и мои 40 лет сжимаются в один миг. И вот боль берет, но тут же она и рассеивается, стоит взглянуть на надпись  Liberté, égalité, fraternité. Не, все-таки, есть за что жить. 
А после этого была поездка в  Берлин по приглашению немецкого правительства по поводу свержения СЕПГ. И в Берлине я увидел несколько таких фонтанчиков, но только действующих. 
Так что теплое отношение к этому фонтанчику у меня только усилилось. Но, увы, уже несколько лет этот фонтанчик загорожен забором, и доступа к нему нет. 

И вот отщелкал я в начале мая этот фонтанчик, да и выложил его на своей страничке. И тут пошло поехало! Тбилисцы-то помнят свою историю лучше, чем я. Кто-то сказал, что этот памятник подарили городу не в 1918, а в 1993 году. Ну, я естественно в штыки - что за надобность дарить старый фонтанчик, очевидно не шедевральной работы! 

А вот зря я, товарищи, не поверил! 

На днях Ия Баратели нашла статью о судьбе этого памятника.
Реально история была такая - оказывается первыми эти фонтанчики ставил в 19 веке британский филантроп сэр Ричард Уоллес. Ну, насколько я понимаю, клан Уоллес - это тот самый клан, который породил и Уилльяма Уоллеса (Brave Heart). В общем, во время франко-прусской войны в Париже были напрочь расколошмачены коммуникации, и снабжение парижан водой стало проблемой номер раз. Если у сэра Уилльяма было отважное сердце, то сэр Ричард обладал и сердцем сострадальным, и умом изобретательным. Он решил устрановть вот такие фонтанчики на месте уцелевшего водопровода. Причем, городу он заплатил из своих средств за бесплатную воду из этих фонтанчиков. 

В 1993 году такой же фонтанчик мэрии Тбилиси подарил француз грузинского происхождения Карло Инасаридзе.  Во время войны он попал в плен к немцам, оказался в "Грузинском легионе" и остался после 1945 года жить на Западе.
Как оказалось, некоторое время он работал там же где и я - на радио "Свобода". Правда, по времени мы разминулись - Карло Инасаридзе возглавлял грузинскую службу Радио Свобода в 1964-1981 годах, и умер в 2007 году. А мне довелось работать в русской редакции этой же службы с 2009 по 2012 год. Так что интересные вещи я узнал о прежнем месте своей работы и об истории Тбилиси от Тамар Тавадзе. 

P.S. В статье Тамар я увидел, что на фотографии лежат те же красные инструменты, что сфотографировал и я. Интересно, долго они там пролежали? Кто-то еще фотографировал этот памятник летом 2015?


Комментариев нет:

Отправить комментарий